Путин утвердил две новые выплаты
Все новости

Количество ДТП в России продолжает снижаться

По итогам девяти месяцев в России продолжилась наметившаяся несколько лет назад тенденция к снижению числа ДТП. По ряду видов автоаварий заметно серьезное улучшение показателей. Однако по некоторым другим типам происшествий ситуация остается сложной. В тенденциях и путях снижения аварийности в России разбирались «Известия».

Количество ДТП в России продолжает снижаться
Количество ДТП в России продолжает снижаться

Причины и последствия

С января по сентябрь 2024 года на российских дорогах произошло 96 389 дорожно-транспортных происшествий, что на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате ДТП погибли 10 422 человека (+0,2%), а более 120 тысяч (+2,5%) получили различные травмы. Эти данные были предоставлены в аналитическом отчёте, подготовленном специалистами Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ (НЦ БДД), сообщается на сайте "Известий"

Несмотря на общее снижение числа ДТП, каждый одиннадцатый инцидент (8 836 ДТП) заканчивался летальным исходом. Даже с учётом того, что в населённых пунктах бригады скорой помощи почти в 85% случаев прибывают на место происшествия в течение 20 минут, а за городом этот показатель составляет 59%, 6694 человека (64,2% всех погибших в ДТП) скончались до прибытия медиков.

За девять месяцев 2024 года наиболее распространёнными видами ДТП стали столкновение транспортных средств (44,8%), наезд на пешехода (24,0%) и съезд с дороги (10,1%). В этих же видах ДТП отмечается наибольшее число погибших. Причиной почти 85,5 тысяч автоаварий стало нарушение правил дорожного движения водителями: из-за этого происходит девять из десяти происшествий.

Чаще всего к происшествиям приводят следующие нарушения:

* Нарушение скоростного режима — 20 378 ДТП
* Несоблюдение очередности проезда перекрёстков — 16 876 ДТП
* Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части — 10 066 ДТП
* Неправильный выбор дистанции — 8888 ДТП
* Выезд на полосу встречного движения — 7637 ДТП
* Нарушение правил проезда пешеходного перехода — 6838 ДТП

 Положительная динамика

С начала года в России произошло 9663 дорожно-транспортных происшествия с участием водителей, которые были нетрезвы или отказались от медицинского освидетельствования. В результате таких аварий погибли 2255 человек, что на 14,7% меньше, чем годом ранее. Следует отметить, что количество подобных ДТП снижается уже долгое время: за три квартала их число сократилось на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также наблюдается тенденция к снижению числа ДТП, связанных с нарушением правил дорожного движения водителями-иностранцами. За девять месяцев зафиксировано 3915 таких аварий, что на 5,8% меньше, чем годом ранее.

Кроме того, отмечается уменьшение количества наездов на пешеходов. За девять месяцев произошло 23 145 таких ДТП, что на 3% меньше, чем в прошлом году. Количество погибших в этих авариях также снизилось на 3,5% — до 2129 человек. Также на 4,8% сократилось число аварий, в которых погибли или пострадали пассажиры, до 32 476 случаев.

 Проблемы

Однако, несмотря на положительную динамику, ситуация по ряду других направлений остается сложной. Так, по итогам девяти месяцев отмечается рост всех показателей аварийности с участием несовершеннолетних. С начала года в России произошло 18 053 ДТП (+7,3%), в которых погибли 630 детей (+2,6%) и 20 129 (+7,6%) получили ранения.

Большинство ДТП (39,9%) произошло с участием детей-пассажиров. На пешеходных переходах зафиксировано более трети (38,6%) наездов на детей и почти половина смертельных случаев (40,4%). При этом более 80% погибших и пострадавших под колесами автомобилей детей не имели световозвращающих элементов в темное время суток.

Наиболее тревожная ситуация складывается в отношении ДТП с участием детей и подростков, которые сами управляли транспортными средствами. Количество таких происшествий выросло сразу на 38,4% (2301 случай), в которых 57 несовершеннолетних погибли (+23,9%) и 2272 получили ранения (+39,8%). Чаще всего такие автоаварии происходят из-за нарушения ПДД подростками, а также из-за их невнимательности и отсутствия навыков управления транспортом. В подавляющем большинстве случаев (76,9%) дети управляли мототехникой разного рода.

Пути решения проблемы

Снижение количества ДТП с участием нетрезвых водителей стало результатом целенаправленной работы Госавтоинспекции, Министерства здравоохранения и других ведомств, считает Игорь Моржаретто, член президиума Общественного совета при МВД РФ.

— Этому вопросу уделяется огромное внимание. Регулярные рейды по выявлению нетрезвых водителей, «сплошные проверки» на трезвость, активная профилактика и пропаганда — всё это приносит свои плоды, — заявил он «Известиям».

Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков также уверен, что снижение количества ДТП с участием нетрезвых водителей — это яркий пример эффективного воздействия на один из самых серьезных факторов аварийности.

Эксперты считают, что аналогичная работа необходима и в отношении «детских» ДТП. Однако усилий одной только Госавтоинспекции в этом вопросе явно недостаточно, подчеркивают они.

— В этом вопросе необходимо обратить внимание прежде всего на родителей. Ведь именно они перевозят своих детей без детского кресла, бездумно управляют автомобилем, в салоне которого находится ребенок, не контролируют их поведение на улице и наличие световозвращателей на одежде. Именно взрослые дают детям «уроки вождения» и оставляют ключи от машины в зоне доступа, а также покупают своим детям мопеды и питбайки в качестве игрушек, — отмечает Игорь Моржаретто.

Поэтому, наряду с увеличением времени, отведенного на изучение правил безопасности на дороге в школе, и различными просветительскими мероприятиями для детей, необходимо вести отдельную профилактическую работу и с взрослыми, уверен эксперт. Только в этом случае можно переломить ситуацию с «детскими» ДТП, считает он.

Максим Кадаков считает, что рост числа автоаварий с участием детей-водителей произошел одновременно с заметным увеличением количества питбайков в нашей стране.

— Официально эта техника считается спортинвентарем — она не ставится на учет, и для управления ею не требуются права. Однако ездить на ней можно только на закрытых гоночных трассах. Но, как показывает практика, это условие не всегда выполняется. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о введении ограничений или запретов для такой техники, — считает он.

Главный редактор журнала «Мото» Иван Владимиров уверен, что проблему особого интереса подростков к питбайкам нельзя решить только запретами. В первую очередь здесь необходима просветительская и обучающая работа.

— Многие относятся к питбайкам как к игрушке, похожей на самокат. Но это достаточно серьезная техника, которая требует особых навыков и умений. Чтобы решить проблему детей и подростков на питбайках, необходима серьезная разъяснительная работа, показывающая, к чему может привести езда на мототехнике без необходимых навыков и защитной экипировки. Причем она должна быть адресована не только самим подросткам, но и их родителям. Они должны понять, что относиться к этой технике как к дорогой игрушке — это верх безрассудства, — заявил он «Известиям».

Автор:Алина Мустафина
Читайте нас: