По большей части впечатления о суде и судьях у большинства складываются по фильмам, в которых судья — это человек в мантии с большой властью, его уважают, узнают на улицах, а от его вердикта зависят судьбы многих. А в повседневной жизни – это обычные люди со своими делами и заботами. А как на самом деле?
Совсем недавно в Зианчуринский район прибыла Лилия Файрузова. По Указу Президента РФ В. Путина она была назначена судьей в Кугарчинский межрайонный суд. Мы поговорили с Лилией Венеровной, и она рассказала нам, как она пришла в эту профессию.
– Почему Вы решили стать судьей?
– Об этой профессии я задумалась ещё в 2000 г., когда только создавался институт мировой юстиции. Именно тогда пришло осознание – моё предназначение приносить максимальную пользу людям.
– До этого назначения где Вы работали?
– С 1994 года я занимала должность инспектора 1 категории контрольно-ревизионного отдела Министерства социальной защиты населения РБ, а с февраля 1996 года трудилась госналогинспектором по правовой работе в Межрайонной ИФНСА № 12 по РБ, параллельно училась в институте права БГУ, который окончила в 1999 г. В марте 2007 года и до назначения в Кугарчинский межрайонный суд работала на должности помощника мирового судьи судебного участка по Буздякскому району РБ.
– Отличается ли работа в мировом суде и районном?
– Конечно. Мировые судьи рассматривают гражданские, уголовные и дела по административным правонарушениям. Но она отличается от работы в районном подсудностью, а также степенью тяжести рассматриваемых дел.
– А где легче работать?
– Ответственность везде, как и в любой профессии. Но если планируете стать судьей, то начинайте с мирового. Тут более приземлённая работа.
– Всегда ли судьи справляются со своими эмоциями во время судебных процессов?
– Моя работа в должности судьи, можно сказать, только начинается, но могу сказать, что судья, рассматривая дела, ни в коем случае не должен показывать свои эмоции или личное отношение к участникам процесса, но учишься этому ты постепенно. Да, не всегда и не всем это удается, но работа есть работа, и эмоции уходят (должны уходить!) на второй план. Мы, судьи, учитываем человеческий фактор, но руководствуемся законом.
– Уже рассмотрели какие-нибудь дела?
– Да, успела (смеётся). Два гражданских дела и два дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях. А предстоящая неделя будет интересней. Я люблю дела, в которых нужно докопаться до истины, хотя, наверное, это делать нужно в каждом деле. Но бывают такие дела, благодаря которым ты повышаешь уровень знаний, получаешь опыт.
– Назначение для Вас долгожданное?
– Я воспринимаю его особенно, потому что я шла к этому долго, считаю это моим предназначением, я очень рада этому.
– А как Вам наш район?
– Мне очень нравится. До этого я жила в Буздякском районе, и ваш чем-то похож на него. Ещё рано говорить об отношении людей, так как мало с кем знакома, но здесь чувствуется тепло, меня хорошо приняли мои коллеги. Я надеюсь, что моя работа принесёт пользу району, а мне – незаменимый опыт.
– До назначения бывали в Зианчуринском районе?
– Нет, к сожалению, не удавалось.
– Надеемся, Вам у нас понравится. Спасибо за беседу.
Вставка: 3 октября 2023 года Лилия Венеровна Файрузова дала присягу, стоя за трибуной и положив руку на главный закон России – Конституцию:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».