Планируете открыть бизнес - получите 10 миллионов рублей
Все новости
Безопасность
21 Сентября 2018, 17:37

Огонь и ребенок: опасное знакомство

Ежегодно в России происходит около 132 тыс. пожаров, в которых погибает более 350 детей, травмы различной степени тяжести получают более 3 тыс. детей.

Ежегодно в России происходит около 132 тыс. пожаров, в которых погибает более 350 детей, травмы различной степени тяжести получают более 3 тыс. детей.
На территории МР Зианчуринский район РБ за 2017 год произошло 40 пожаров, погибло 2 человека, травмы различной степени тяжести получил 1 человек. Ежегодно, как правило, пожары по причине детской шалости с огнем происходят именно в летний и осенний периоды. Только за прошлый год из-за шалостей малолетних произошло 3 пожара, в этом году произошел 1 пожар. Объектами пожаров в основном становятся надворные постройки (сараи, гаражи), складируемое сено, солома.
Поэтому, основы воспитания детей необходимо закладывать еще в дошкольном и младшем школьном возрасте. Просветительская пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства, ещё в родительском доме.
Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно.
После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым его проявлением. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из них. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, зажигалками, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае, простыми запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта, поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и, тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям.
После безоговорочных запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах. Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов.
Своевременно проведённое взрослыми обучение детей правильному и безопасному обращению с окружающими их пожароопасными предметами поспособствует значительному охлаждению любопытства ребенка к опасному влечению игр с огнем и возможно убережет от бедствий ваше хозяйство и жилище.
Мелеузовский межрайонный ОНДиПР УНДиПР ГУ МЧС России по РБ.