В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросам ужесточения требований ГИБДД по переоборудованию автомобилей мы обратились с разъяснением по данному вопросу к доценту Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета, где осуществляется подготовка специалистов направления «Технология транспортных процессов» Р. Баязитову.
Рустам Байронович! Поясните, пожалуйста, почему такой ажиотаж с переоборудованием, почему сотрудники ГИБДД на линии стали проверять документы на автомобили с газо-баллонным оборудованием, фаркопами, обвесами и т.д.?
– В последнее время увеличилось количество автоаварий, тяжесть последствий в которых значительно
возросла из-за самовольного изменения конструкции автомобиля, которые граждане осуществляют сами
в кустарных условиях или так называемыми «специалистами» без образования и допусков. Загораются ав-
томобили из-за утечки топлива, отрываются прицепы из-за кустарных сцепных устройств, слепят встречных водителей непредусмотренными фарами и т.д. Список можно продолжать. Ужесточение реакции на это сотрудников ГИБДД понятно. Дело в том, что с 1 января 2015 вступил в действие Технический Регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
– Начнем с начала! Так что это такое – переоборудование?
– Переоборудование – это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного (базового) транспортного средства (ТС) составных частей и предметов оборудования,
влияющих на уровень обеспечения безопасности дорожного движения. К наиболее часто встречающимся
видам переоборудования относятся: установка газобаллонного оборудования, установка фаркопа, если это
не предусмотрено заводом изготовителем, изменение типа кузова (замена бортовых кузовов на самосвальные, кузовы-фургоны, цистерны и т.д.). Тюнинг автомобиля (спойлеры, обвесы, «кенгурятники», измененные бампера), изменение светового оборудования: дополнительные внешние световые приборы, изменение класса источника света, и т.д. Замена двигателя с другими характеристиками, установка топливных баков большего объема, изменение планировки салона, установка дополнительных педалей (учебные автомобили), переделка управления на ручное (для лиц с ограниченными возможностями).
– Как мне известно, многие автомобили изначально, с завода предусматривают установку сцепных устройств (фаркопов). Но сотрудники ГИБДД все равно проверяют соответствие документов. Насколько это правомерно?
– Действуют сотрудники ГИБДД строго в соответствии с административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России №664 от 23.08.2017 г. Дело в том, что если заводом изготовителем предусмотрена
установка на автомобиль дополнительных элементов (в нашем случае фаркопов), то это должно быть отражено в специальном документе (сертификате) – «Одобрение Типа Транспортного Средства ОТТС», выдача которого отражается в пункте 17 Паспорта транспортного средства. Кроме этого в определенном случае сотрудники ГИБДД вправе затребовать документы (сертификат соответствия) и на само сцепное устройство (фаркоп), чтобы убедиться, что оно не самодельное.
– Какая ответственность предусмотрена за незаконное переоборудование автомобиля?
– Штрафы забольшую часть изменений конструкции транспортного средства предусмотрены статьей 12.5КоАП в размере 500 рублей, но есть несколько исключений, за которые предусмотрена более серь-
езная ответственность, например за установку ксеноновых фар предусмотрено лишение права управления
на срок до 12 месяцев. Кроме этого за переоборудование ТС ГИБДД может отказать вам в перерегистрации при продаже и даже, принудительно аннулировать регистрацию вашего автомобиля, и вы, соответственно, не сможете его законно использовать (Пункт 7.18 Приложения «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» Правил дорожного движения).
– Что должны сделать автомобилисты, чтобы все было законно?
– Во-первых, обратиться в ГИБДД с соответствующим заявлением, во-вторых, получить в аккредитован-
ной лаборатории сначала предварительное заключение, а затем, после переоборудования, и протокол
соответствия ТС, в-третьих, внести соответствующие изменения в документы в регистрационном подразде-