В этот день в 1962 году американский президент Джон Кеннеди в ходе выступления в конгрессе США впервые дал определение понятию «потребитель» и выделил его четыре неотъемлемых права: право на информацию, право на безопасность товаров и услуг, право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе и право быть выслушанным.
В 1985 году Международная организация союзов потребителей (Consumer International, CI) дополнил Кодекс потребителя еще четырьмя постулатами: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду. В начале апреля того же года Генассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
С того момента потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которым должны руководствоваться власти при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей.
В СССР Всесоюзная федерация потребительских обществ появилась в 1989 году. В нее, в частности, вошли: антимонопольный комитет, Госстандарт, санэпиднадзор, общества потребителей и кредитные союзы. Основной защитник прав потребителей в России — Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), который был создан в декабре 1990 года.
Всемирный день прав потребителя в нашей стране впервые отметили в 1992 году, когда был принят закон о защите прав потребителей. Позднее его начали праздновать более широко. Основной целью мероприятий этого дня является привлечение внимания общественности к проблемам в соответствующей сфере, повышение потребительской грамотности и информирование граждан о механизмах защиты потребительских прав.
По традиции Consumer International ежегодно определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей. В этом году празднование проходит под девизом — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Несмотря на большое количество преимуществ искусственного интеллекта, у его применения могут быть серьезные последствия для безопасности потребителей. Речь идет, например, о распространении ложной информации, нарушении конфиденциальности и мошеннические действия.
Как писала «Парламентская газета», первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова ранее рассказала, что операторам персональных данных хотят запретить ограничивать доступ к информации о товарах и услугах, даже в случае отказа пользователя предоставить свои персональные данные.
Источник: "Парламентская газета"