Снова локдаун? Правительство России рассматривает вопрос о введении нерабочих дней
Все новости
К сведению
1 Февраля 2018, 02:00

Защита потребителей Если сломается новый телевизор…

Когда ломается (выходит из строя) по неизвестным причинам технически сложный товар (далее – ТСТ), продавец зачастую вводит потребителя в заблуждение, говоря ему, что ТСТ возврату или обмену не под-лежит и его можно только отремонтировать. Но это не всегда так

Подготовила Ю. Юльская
Когда ломается (выходит из строя) по неизвестным причинам технически сложный товар (далее – ТСТ), продавец зачастую вводит потребителя в заблуждение, говоря ему, что ТСТ возврату или обмену не под-
лежит и его можно только отремонтировать. Но это не всегда так. Согласно абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в ТСТ обнаружатся недостатки в течение 15 дней со дня его передачи потребителю, то потребитель вправе вернуть товар продавцу и потребовать возврата
уплаченной за него суммы либо его замены на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с перерасчетом покупной цены.
В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько су-
щественными были отступления от требований к качеству товара, установленных в статье 4 Закона «О защите прав потребителей», при условии, что такие требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю.
В силу п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 3 ст. 503 ГК РФ, по истечении 15 дней указанные выше требования потребителя подлежат удовлетворению, если:
1) обнаружен существенный недостаток товара (согласно преамбуле Закона существенный недостаток товара – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат
времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
2) нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара (согласно п. 1 ст. 20 Закона, срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней);
3) невозможно использовать товар в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров изложен в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55
В случае обнаружения в товаре недостатков и при желании урегулировать спорную ситуацию в досудебном порядке, вам необходимо составить документ, в котором будет отражена суть ваших требований. Претензия предъявляется – продавцу (организации или индивидуальному предпринимателю, реализующим товар). Претензию можно предъявить непосредственно продавцу, либо отправить по почте.
1. При предъявлении претензии лично, она составляется в 2-х экземплярах.
Один экземпляр передается продавцу (изготовителю, исполнителю). На втором экземпляре продавец (исполнитель) должен написать свою Ф.И.О., поставить подпись и дату обращения с претензией (дату предъявления претензии). Второй экземпляр остается у вас в качестве доказательства предъявления претензий.
2. Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается принимать претензию, то вам необходимо направить претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Претензия направляется по юридическому адресу предприятия
или адресу регистрации предпринимателя. Также претензия может быть направлена по месту заключения договора (фактическому месту нахождения орга-
низации). Место (адрес) заключения договора должен указываться в договоре.
Когда потребитель возвращает товар с недостатками, продавец или изготовитель обязаны принять товар ненадлежащего качества и, в случае необходимости, провести проверку качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами
оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
При отказе продавца об удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться за судебной защитой своих прав. Согласно взаимосвязанным положениям ч.1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, Сибайский Территориальный отдел может быть привлечен судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. При этом потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Р. АМИНЕВА, специалист-эксперт
Сибайского Территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по РБ.