Планируете открыть бизнес - получите 10 миллионов рублей
Все новости
Литературный уголок
15 Января 2019, 11:00

Одинокая бродит гармонь…

«Всем хорошим в себе я обязан книгам!»Пролетарский писатель Максим Горький.« Всем хорошим в себе я обязан гармони и баяну!»И близко не писатель Владимир Каплин.

«Всем хорошим в себе я обязан книгам!»
Пролетарский писатель Максим Горький.
« Всем хорошим в себе я обязан гармони и баяну!»
И близко не писатель Владимир Каплин.
Гусли… свирель… балалайка… гармонь… баян… Эти музыкальные инструменты сопровождают жизнь русского человека в течение, по крайней мере, последнего тысячелетия великой истории его народа… Пляски, песни под бубен-то, понятно, не для нас, русских! Нам по душе звуковая разливистость… непрерывный звуковой слог, который из барабана не выбить… Под барабанный ритм мы ходили строем на парадах и в атакующих шеренгах… а услаждать души песенным продуктом своей музыкальной культуры любим под незамысловатую трёхструнную балалайку (гитару, как европейский выбор и вариант!)... подвздохи-переливы гармоней множества видов и конструкций… И баяна – как элемента гармонного ряда в высшей стадии развития своего…
…Начало гармони как музыкального инструмента, по мнению историков музыкальной культуры, было положено изобретением чешского органного мастера Франтишека Киршника, изобретшего новый способ извлечения звука – посредством тонкой металлической пластинки, дребезжащей под воздействием воздушной струи… Сделано было это открытие в Санкт-Петербурге в 1783 году… Но чьи-то – из умных! – голов имеют иной – мне то тоже известно! – взгляд на происхождение гармони – ну, и пусть, радуются своей прозорливости. Мы им в том мешать не будем, опираясь на собственные знания и ощущения истории этой важной темы…
Все и всё знающая Википедия учит нас, дуроломов, что конструктивно гармонь состоит из правого и левого полукорпусов, на каждом из которых находится клавиатура с кнопками или клавишами… Левая клавиатура предназначена для аккомпанимента – при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд… на правой клавиатуре играется-выводится мелодия… И ещё сообщает нам народная энциклопедия другую великую тайну: между полукорпусами находится меховая камера – для обеспечения возможности производства-накачивания воздушного потока – возбудителя вибраций металлического язычка звуковой планки и тем самым извлечения посредством всех этих манипуляций чудного гармонного звука.
Человеческие руки, управляемые человеческой головой, до отказа набитой человеческими талантами за последние пару сотен лет – времени становления и развития и распространения ручной гармони (Применение термина «ручной» здесь не случайность, не описка какая – на музыкальном горизонте когда-то имели своё место свой культурно-просветительский вес и громоздкие напольные гармони – так называемые «фисгармонии»… изобретённые каким-то германцем ещё в начале 19-го века… под неё пели и плясали поволжские немцы вплоть до Великой Отечественной войны… Изгнанным в 1942 году в Казахстан этим русским гансам перевезти-сохранить свои музыкальные колоды не удалось… так ушла из бытия фисгармония!)… Так вот, богатое воображение и изумительная его рукастость вывели-вынесли и внесли в народную жизнь множество видов и типов гармоней… Тому в определённой мере способствовала территориальная отдаленность мастеровых людей друг от друга – чужой опыт не стеснял творческих исканий и не тормозил технического самовыражения рукоделов по части музыкальных инструментов… По-другому говоря, в разных уголках и углах России выдумывали и творили инструменты не всегда схожие друг с другом и формой, и звуковым строем,и числом клавиш с той и другой стороны, и способом извлечения звука… «Саратовская гармонь» – такая у меня стоит в шкафу уже лет тридцать – никак и никем из близких и мной в их числе неосвоенная, народом невостребованная! – «Тальянка» – её любил и прославлял в стихах своих великий русский поэт Сергей Есенин… «Ливенка» – продукт рук мастеров старинного рязанского села Ливны… тоже неизбывная есенинская муза… В трёхтомнике есенинских стихов (1983 г.) есть такие строки:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.
Выходи встречать к околице, красотка, жениха.
Васильками сердце светится, горит в нём бирюза.
Я играю на тальяночке про синие глаза.
А вот ещё:
По селу тропинкой кривенькой,
Ободравшись о пеньки,
Рекрута играли в ливенку
Про остольные деньки.
Кроме уже легендарной «хромки» – о ней отдельная будет речь, русскими мастерами изготовлялись и другие виды этого самого популярного музыкального инструмента: изящная, в цветном пластмассовом корпусе двухрегистровая «Шуйская Весна»… настроенная чаще всего» «вразлив», в мажоре, но и в миноре тоже… а также «Вятская»… «Елецкая»… »Рояльная»… «Кирилловская»… «Вологодская»… «Черепашка»… «Венская», «Бологоевская»… «Новоржевская»… «Тагильская»… «Петербургская»… и много других… Словом, что ни мастер – то особый вид гармони!
Надо отметить, что существовали на святой Руси гармони не только русской породы… были и другие виды, принадлежавшие иным народам государства – ингушская, осетинская, грузинская… азербайджанская, чеченская… татарская, марийская гармони… Отличавшиеся друг от друга внешним видом (кавказские – высокие, узкие... с клавишной правой клавиатурой)… С разным количеством «басов» и «ладов»: 25 на 25 («хромка»)… 23 на 12 («кубань»)… 10 на 3 («саратовская» с колокольчиками)… 12 или 15 на 3 («тальянка»)…
По типу извлечения звука русские гармони делятся на два вида: одни при сжатии-разжатии мехов дают один и тот же звук («хромка», «ливенка», «русская венка»…), у других при сжатии мехов слышится звук одной высоты… при разжатии – другой… на полтона выше или ниже («саратовская»… «тульская»… «вятская»)…
Надо сказать, что разнообразие моделей музыкальных инструментов сильно сказывалось на развитии самой народной музыкальной культуры… Частушки-припевки… переплясы сочинялись с учётом особенностей звучания самого распространённого на отдельно взятой местности инструмента… его звукового тонального настроя… Случалось, что даже самым искусным гармонистам, но вооружённым «чужим» инструментом, не удавалось в полной мере отразить красоту и силу того или иного продукта устного народного творчества, бытовавшего на той или иной конкретной территории. Умирала гармонь, уходил в мир иной тот самый, природный, гармонист, бесследно исчезал и неповторимый пласт народной культуры.
После Великой Отечественной войны видовой гармонный ряд сильно обеднился – в народ пошла всё усиливающимся потоком двухрядная «Хромка»... с клавиатурой 25 на 25… производство иных моделей заметно сократилось. В рядах заядлых гармонистов живёт миф, что прародительница этого вида гармоней-хромок пришла на просторы коренной Руси в конце 19-го века из Русского Поморья и потому звалась она в первом своём варианте «северянкой»… Но кто-то из почитателей гармони утверждает, что прототип гармони существовал уже в первой половине 19-го века в центральной России… без всякого там материального влияния продукции музыкально одаренных поморов…
Кто-то из разряда сильно любопытных может спросить автора этих заметок: а почему, собственно, гармонь этого вида называется «хроматической», ведь звукоряд её основан на мажорной гамме, которая сама по себе диатоническая, состоящая из звуков, записываемых в нотной грамоте знаками «до»-«ре»-«ми»-«фа»-«соль»-«ля»-«си»-«до»… и не содержит диезов и бемолей, кроме трёх верхних правой клавиатуры? Задав такой провокационный вопрос, въедливый читатель продолжает далее ковырять пальцем в ухе автора: разве присутствие этих как бы чужеродных трёх полутонов в звукоряде «хромки» даёт нам право безапелляционно именовать её хроматической гармонью? Почему в том случае мы отказывает «саратовской» гармони в чести именоваться хроматической, ведь она тоже обладает хроматическими ступенями на вершине своей правой клавиатуры?
А дело в том, что во времена, когда гармонь-хромка начинала своё победное шествие по Руси Великой – то случилось в начале 20-го века – был сконструирован более совершенный музыкальный инструмент – баян, который, если в него всмотреться и о нём раздуматься, как раз и есть самая настоящая хроматическая гармоника без всяких там послаблений и поблажек.
Полностью материал читайте в газете "Зианчуринские зори".
Владимир Каплин, с. Зилаир. 6 апреля 2017 года.