13 февраля – Всемирный день радио
На заре туманной юности довелось мне, помимо основной работы в центральной районной библиотеке – сюда я приехала по направлению, поработать диктором местного радиовещания, куда мне комсомол дал путевку.
Как сейчас помню то дождливое хмурое утро, когда нам – комсомольцам 70-десятых, нужно было выступить на митинге, посвященном Дню рождения комсомола. До сих пор не забыть то волнение, как затрепетало мое комсомольское сердце, когда мне предоставили слово. В звенящей тишине моими первыми словами стали: «Мы – комсомольцы 70-х...». Когда я закончила написанную и выученную речь, услышала реплику: «Надо ее на радио взять, дикция хорошая». В дипломе по культуре речи у меня всегда стояла оценка отлично.
Начальником радиоузла тогда был Иван Терентьевич Шестаков. А заведовал радиовещанием Нажметдин Тансыккужиевич Хасанов, участник войны, заслуженный работник культуры. Красивым каллиграфическим почерком он писал на бумаге тексты для радиопередач. Чтобы подготовится к прочтению, нужно было обязательно изучить материал, который Н. Хасанов заносил из редакции. Иногда материал был готов только поздно вечером, потому что в поисках интересных материалов приходилось ездить в командировки по району. Но готовый текст всегда лежал в назначенное время на столе в радиорубке, иногда несколько раз приходилось заходить на почту, чтобы забрать его для подготовки к трансляции. Вначале здание почты было старым, и находилась в районе универмага. Уже в 80-е годы, когда было построено новое здание, кабинет радиовещания находился на втором этаже. В продаже были специальные радиоприемники для подключения в районную сеть для трансляции. Мой отец даже специально приезжал в район, чтобы купить такое дефицитное радио, ведь слушать районные вести было делом чести каждого.
Каждый понедельник и пятницу эфир начинался словами: «Говорит Исянгулово», «Исянгул хеляй» – параллельно на башкирском языке вещание ввели, когда отдел начал работать на новой почте. Вместе легче было работать, так как тексты делились поровну: 7-8 минут на русском языке и столько же на башкирском, на котором вещали Зулейха Матигулловна Сайфуллина и Минзаля Сафиулловна Рафикова. Летом трансляция проводилась вечером. Фаина Павловна Кудрявцева выдавала нам зарплату – чистыми 18 рублей в месяц со всеми вычетами налогов.
Однажды произошел такой случай. Как и у всех, у нас тоже был оплачиваемый отпуск. Зулейха Матигулловна ушла в отпуск, и я работала одна. Дежурный – Кудрявцев – дядя Коля, включил радио, как всегда дал знак рукой, я включила микрофон и начала передачу. А дядю Колю было хорошо видно в большом окне напротив радиорубки. Внезапно поднялась такая буря: гроза, гром, молнии. Я читаю, и вдруг вижу, что Николай Филиппович в кабинете напротив ведет себя как-то странно, и машет руками. Я продолжаю читать, и когда он сложил на груди руки в виде жеста, означающего опасность для жизни, я поняла – возникла угроза для жизни. Я спокойно, как обычно, завершила передачу и сказала: «Наша передача закончена. Всего доброго, до свидания». Дежурный зашел в радиорубку обеспокоенный сложившимися неблагоприятными погодными условиями, ведь молния могла ударить в коммутатор: электричество, опасность при грозе повышенная. Долго мы вспоминали этот случай и шутя говорили: ладно не местное телевидение здесь. Но это уже совсем другая история.
И. Лакомкина. с. Исянгулово.
На снимке: Первое здание радиоузла в райцентре. Фото из архива Шестаковых.