Путин утвердил две новые выплаты
Все новости
Образование
14 Сентября 2018, 18:08

Танцы как механизм укрепления здоровья ребенка

В настоящее время хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его развитие.

В настоящее время хореографическое искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные сферы личности ребенка, эффективно воздействует на эмоционально-психическое и физическое его развитие. Занятия танцем формируют правильную осанку, тренируют мышечную силу, дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому педагогами нашей школы уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. На уроках хореографии в нашей школе придается огромное значение применению здоровье сберегающих технологий.
Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие. Отзывчивость, творческая активность позволяет создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка. От того, насколько мы ценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности, будет зависеть психическое здоровье учащегося.
Потребность в активной деятельности, интенсивность накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром, весь этот полученный опыт в значительной степени определяет нравственное здоровье личности. Какие роли проживет ребенок в танце, какие ценности, какой стиль взаимоотношений будут нести воплощаемые им на сцене пластические образы – от этого во многом будет зависеть его поведение. В танцевальных постановках дети перевоплощаются в пчелок, собирающих нектар с цветов, в маленьких добрых паровозиков, в птичек и т.п..
Важно воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Все это прослеживается через изучение истории традиций, обрядов, национальных костюмов и праздников. Результат отражается в постановке танцев разных стран и народов (башкирский танец, цыганский, испанский, татарский, русский и др. танцы, изучаемые на уроках хореографии).
  Очень высок потенциал искусства хореографии в формировании у детей физического здоровья. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Огромное значение имеет развитие чувства ритма, музыкальности, выразительности, артистизма, исполнительского мастерства.
На уроках гимнастики, классики, ритмики и т.д., предусматривается мониторинг развития физических данных, результаты которого показывают улучшение растяжки, гибкости, выворотности, высоту прыжка и т.д.
На первых годах обучения у детей нередко проявляются неразвитая самоорганизация, моральная неудовлетворенность, низкий творческий потенциал, отсутствие чувства ответственности и самоопределение ребенка в рамках ведущей деятельности. Посредством участия в концертной деятельности создается ситуация переживания успеха, которая у всех детей протекает абсолютно по-разному, но в результате прослеживается положительная динамика. Дети становятся более собранными (организованными), ответственными, повышается творческий потенциал.
В младшем школьном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Культура здоровья – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. В практике нами применяются следующие здоровье сберегающие технологии. Подвижные музыкальные игры – мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребенок освобождается от страха, агрессии, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах. Музыка благотворно влияет на детей, это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу.  Применение музыки  в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.
Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
Здоровье сберегающие технологии должны носить обязательно  творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.
Установка на здоровье и здоровый образ жизни не появится у человека сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.
Ф. Даминева, преподаватель по хореографии школы искусств им. С. Абдуллина.
Читайте нас: