Путин утвердил две новые выплаты
Все новости
Образование
15 Января 2019, 14:00

Особенности инклюзивной системы

В средствах массовой информации очень часто мы можем слышать фразы: «особый ребенок», «родители особых детей», «инклюзивное образование» и прочее.

В средствах массовой информации очень часто мы можем слышать фразы: «особый ребенок», «родители особых детей», «инклюзивное образование» и прочее. Эти термины стали неотъемлемыми спутниками категории детей, которая сегодня называется «дети с ограниченными возможностями здоровья». Актуальность введения инклюзивного образования  обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих  с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей. В нашем детском саду шесть таких ребят, и сегодняшний день можно определить как переходный период к инклюзивной практике. Важный момент этого перехода – готовность ДОУ меняться.
В ДОУ разработана система взаимосвязи и интеграции образовательной, воспитательной, коррекционной и физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Главная цель – всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей в адекватных его возрасту видах деятельности, обеспечение условий для совместного образования всех воспитанников детского сада.
Воспитатели группы «Звездочки» Азнабаева Гулькай Вагизовна, Абидова Расима Римовна, специалисты – учитель-логопед Абдрахманова Зилия Ринатовна, музыкальный руководитель Тимофеева Лейсан Минахматовна, руководитель физического развития Сорокина Екатерина Александровна составляют для каждого воспитанника с ОВЗ индивидуальный план развития (адаптированную программу), обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Регулярно осуществляется консультативная работа с родителями: разъяснительные беседы, рекомендации специалистов по общению с ребенком. Воспитатели и специалисты учитывают любую информацию от родителей об особенностях поведения, общения ребенка с окружающими. Особое внимание уделяется мнению родителей при составлении индивидуальной программы развития. Что является важнейшей задачей на этом этапе для выстраивания партнерских взаимоотношений с родителями.
Для работы с особыми детьми в нашем детском саду созданы необходимые материально-технические условия: пандусы, специально оборудованный туалет, комната для логопедических и коррекционных занятий с учителем-логопедом, музыкальный и спортивный залы, сенсорная комната, регулируемые столы, стулья, массажеры, сухой бассейн, разнообразный сенсорный материал, диван для релаксации.  А также необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
Наш опыт показывает, что дети с ОВЗ при соответствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в образовательном  процессе, но и в праздничных мероприятиях, в конкурсах и концертах. Результатом работы является социальная адаптация детей в детском саду: установлен контакт между детьми с ОВЗ и остальными воспитанниками, а также с педагогами. Атмосфера взаимоотношений имеет положительный эмоциональный настрой. Осуществление совместной образовательной и игровой деятельности оказывает положительный эмоциональный настрой, воспитанники оказывают посильную помощь детям группы «Звездочки».   
Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Администрация ОУ и педагогический состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для развития каждого ребенка. В результате организации инклюзивного образовательного пространства дети с ОВЗ получают возможность, а это самое главное – социально адаптироваться в обществе. Для них создается комфортная психологическая атмосфера и условия для получения дошкольного образования соответственно их индивидуальным возможностям. У детей с ОВЗ есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях и событиях.
Педагоги в результате деятельности овладевают основами работы с детьми с ОВЗ, развиваются и совершенствуются как специалисты.  В целом, включение детского сада в систему инклюзивного образования расширяет программу развития данного учреждения, повышает его конкурентоспособность и авторитетность.
Возможности и методики инклюзивного образования нацелены не только на детей с ОВЗ, но и на детей с ненарушенным интеллектуальным и физическим развитием. Образовательная среда инклюзивного ДОУ оказывает огромное влияние на всех участников образовательного процесса – формирует толерантное отношение к людям в чем-то отличающимся от большинства, учит сопереживать и помогать тому, кто в этом нуждается, проявляя свои лучшие человеческие качества в повседневной и практической деятельности.
Г. Кульмухаметова, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Ляйсян» с. Исянгулово.
Читайте нас: