«Сбер» предупредил о риске лишиться денег при обновлении приложений
Все новости
Вехи истории
14 Декабря 2017, 02:00

СКОЛЬКО ЛЕТ ТЕБЕ, АБЗАНОВО?

Трудно дать полный и конкретный ответ на поставленный заголовком статьи вопрос. А деревня, если судить по местам жилищ напротив Куйганташа и на устье речки Язлау, должна быть древней. До 1928 года она располагалась на западном склоне горы Олотау, на Биктере. И там, видимо, жили не менее 200 лет – при переезде на нынешнее место деревня стояла на полутора-двухметровом слое перегноя. И переезду на новое место в этом году исполняется почти 80 лет.
Существует две легенды о возникновении Абзанова. Первую из них рассказал нашим дедам Хибатулла Ишбулатов, который прожил 103 года. По его рассказам, деревню основал человек по имени Абзан. В те давние времена, когда шла постоянная вражда с казахами, деревня вынуждена была переезжать то в одно, то в другое место. В один из таких набегов, якобы, казахский хан увел одну красивую башкирскую девушку. Однако она вскоре сбежала от казахов, но, боясь навлечь преследователей, не вернулась в свой род, а осталась у усерганцев. Она родила сына, которого нарекли Мурзабулатом. У Мурзабулата же были потом пять сыновей: Казбулат, Байбулат, Ишбулат, Янбулат и Гали. Они вначале держались особняком, на окраине деревни построили себе дома – значит, пять домов. Отсюда их род и прозвали «бишөйлө».
Затем этот род разросся и к двадцатым-тридцатым годам Мурзабулатовы занимали почти полдеревни. За долголетнюю службу в царской армии некоторые из Мурзабулатовых даже получили дворянский чин. А фамилию Абзанов, сколько помним, в деревне носила лишь одна семья – Муртазы Абзанова, но сейчас нет и этой семьи. Но единственного Абзанова пощадила Великая Отечественная война, участником которой Муртаза был, вернулся домой живым и здоровым.
Ишбика Ямгурчина (она жила в здравом уме около 100 лет, последние годы жизни прожила в г. Оренбурге) легенду старика Хибатуллы дополнила древней историей усерганцев:
– Наш род пришел с берегов Аральского моря. Сначала перебрались на Самару. Но там не понравилось, и тогда они пришли на Урал. Сперва расселились вдоль Агидели, затем выбрали долины рек Сакмара и Касмарт. На месте старого селения нашего рода Волков потом выстроили городок. Ныне ведь есть город Бирск (по-башкирски – Бүре), но по-настоящему-то не так, а Бүре (волк), потом оно превратилось в Бирю.
Второй вариант легенды о деревне особого распространения среди жителей Абзанова не нашел. Этот вариант сильно отличается от вышеописанного, но есть для обоих общее: в обоих вариантах временным местом остановки в период переселения упоминается долина реки Самары. Но во втором варианте говорится, что первыми освоили долину речки Ассель, якобы, два представителя Тупаров – Маулет и Хаипъяппар.
Большая часть жителей Абзанова – Асылбаевы, Абзановы, Самарбаевы, Килдебаевы, Яикбаевы, Дингизбаевы, Ишбулатовы – из рода Тупаров.
Названия деревням обычно давали или по имени основателя, или по названию речки, на которой она стоит. И документы ревизий (переписи), проведенных в прошлые века, говорят в пользу Тупаров. Поэтому основателем деревни вернее всего считать человека по имени Абзан.
Здесь, по-моему, надо внести ясность в еще один вопрос: сейчас среди населения бытует суждение, как будто до 30-х годов прошлого столетия деревню называли Мурзабулатово. Совершенно неверное суждение. Во всех сохранившихся архивных документах деревня записана как Абзаново. Если учесть тот факт, что все башкирские деревни двухименные, например, Сураш – Юлдыбай, Ниязгул – Куйтапкан, Эткул – Юлдаш, то ничего удивительного в том, что Абзаново издревле в официальных документах записывалось как Абзаново, а по простонародному называлась Мурзабулатово.
В прошлые века Абзаново, по сравнению с другими, была небольшой деревушкой. Например, как видно из результатов ревизии (переписи), проведенной 12 мая 1842 года, в Абзанове жили людей – 270 мужского и 219 женского полов, а в Муйнаке – 270 мужского и 303 женского полов.
Жители деревни издавна принимали в жизни страны активное участие. Когда в сентябре 1773 года началось под руководством Емельяна Пугачева крестьянское движение, как известно, первыми к нему присоединились усерганские башкиры под преводительством Ямансары Яппарова. Кто и откуда были эти смельчаки, их имена до нас не дошли. Но уверенно можно утверждать, что в отряде Ямансары были и абзановцы. Эту мысль подтверждают такие сведения: после подавления крестьянской войны людей из рода Волков, которые не принимали участия в восстании (Аллагуловы, Абдрахмановы, Байназаровы, Буранчины, Магадеевы и Ямгурчины), переселили в обезлюдевшие деревни, в том числе и в Абзаново.
Естественно, абзановцы принимали участие и в Отечественной войне 1812 года, и в других войнах, которые вела царская Россия, и в походе генерал-губернатора Перовского в Среднюю Азию. Перовский, например, перед походом в 9 – 10 километрах южнее Абзанова построил хутор, поставил юрты из лубков и обучал там войска. Хутор Перовского перестал существовать лишь в годы Отечественной войны. В народной памяти остались лишь названия местности, как речка «Московка», «Дорога генерала», перелесок «Танкасаскан» (там генерал-губернатор проводил сабантуй и разбрасывал кругом серебряные монетки) и знаменитый боевой марш «Перовский».
Чтобы яснее представить себе жизнь народа до Великого Октября, приведем один пример из документа, который касается Ниязгулова. По результатам хозяйственной переписи 1899 года, 23,53 процента хозяйств деревни были без лошадей, 31,37 процента имели одну лошадь. Лишь у 6 процентов хозяйств были четыре и более лошадей. Для тех времен, когда все работы выполнялись на лошадях, эти проценты страшны.
В конце того столетия на месте нынешнего Абзанова, вспоминали старожилы, были непроходимый лес да болота. Переселение с Биштера на левый берег реки Ассель началось перед Первой мировой войной, а массовое переселение состоялось уже в 1928 – 1929 годах.
Инициатором больших перемен, происходящих в деревне в двадцатые годы, был Сулейман Мурзабулатов. Видный государственный деятель своего времени, наш односельчанин был первым председателем ЧК Башкирской АССР в правительстве РСФСР. В башкирском национальном костюме он стоял в почетном карауле у гроба В.И. Ленина. Убедив народ, в 1922 – 1925 годы добился строительства в деревне типового здания школы, организовывает кооперацию, переселив деревню на новое место, построил два магазина. В 1928 году в Абзанове заговорило радио, а в 1929 году, по ходатайству Сулеймана, прибывает первый трактор.
В 1926 году жители Абзанова и Эткула впервые знакомятся с профессиональным театральным искусством – Башкирский государственный театр драмы показал спектакли по драмам Х. Габитова «Энзекай и Юлдыкай» и М. Бурангулова «Ашкадар». В эти же годы начинает действовать в деревне художественная самодеятельность. Молодежь ставит пьесы Мирхайдара Файзи «Галиябану», Даута Юлтыя «Карагул», Хабибуллы Ибрагимова «Башмагым». Работают партийные и комсомольские ячейки, создается пионерская организация. В Ниязгулове организуется первое коллективное хозяйство «Акбулат». Руководит им красный партизан Аюп Сафаров. Одобрив успешное начало работы артели, общественность волости в 1929 году избирает Аюпа Сафарова делегатом на IV Всебашкирский съезд Советов, который проводился по случаю десятилетия образования Башкирской АССР.
В начале 30-х годов была попытка организовать на территории Ниязгуловской бригады (недалеко от Альян горы) станцию конных косилок, которая бы обслуживала весь район. Но попытка была неудачной. Ее переводят в Тазларово, и на этой основе здесь открывают МТС. А Абзановская МТС была организована осенью 1936 года.
В 30-ые годы прошлого века колхоз был уже многоотраслевым хозяйством. Наряду с земледелием и животноводством уделялось внимание и овощеводству, и пчеловодству, и коневодству. Даже работал колхозный кирпичный завод, а в горах Юлдаша выжигали известь. На речке Ассель стояли пять-шесть мельниц. Колхозная семенная лаборатория вела испытания разных сортов зерновых культур. В целях повышения продуктивности животных выписывался породный скот. К сожалению, все эти начинания прервала война.
Репрессии 1937 года Абзаново почти не задели: были арестованы бухгалтер колхоза А.В. Доброхотов и помощник кузнеца Сальман Ямгурчин.
После войны, в конце 1946 года, Зианчуринский район разделили, и Абзаново стало центром нового района. Не хватало жилых домов, зданий под разные конторы. Многие районные организации заняли здание районной больницы, которое было достроено перед войной, и лишь несколько комнат верхнего этажа занимала сама больница. Это здание в 1939 году подарил своим землякам работавший в то время Председателем Верховного Совета БАССР Рахим Киреевич Ибрагимов. Он родился и вырос в д. Юлдаш, был из нашего округа избран депутатом Верховного Совета первого созыва. До июня 1956 года село оставалось центром района.

Читайте нас в