Уфимка Райля Ишбаева, любящая жена и мать, превратилась в настоящую "фронтовую сестру" для сослуживцев своего мужа, военнослужащего, участвующего в специальной военной операции (СВО). "Райля апай", "Райля енге" (что на башкирском означает "сестра" и "жена брата" соответственно) – так ласково и с уважением зовут ее бойцы, для которых она стала символом тепла и поддержки вдали от дома.
Рискуя жизнью ради своих
Райля бесчисленное количество раз бывала на передовой, не раз и не два отвозила гуманитарные грузы, полные столь необходимого продовольствия, медикаментов и вещей первой необходимости. Она даже забирала мужа и его уставших товарищей домой, в безопасное место, где они могли привести себя в порядок, насладиться вкусом домашнего супа, отведать горячих пирожков и на время забыть об ужасах войны.
Судьбоносный переезд
— Так сложилось, что за два года до начала СВО я переехала с детьми в Белгородскую область. После семи лет работы на уфимском Витаминном заводе «Фармстандарт» меня пригласили на аналогичное предприятие в Белгороде. Мой муж в то время находился недалеко от тех мест – в Воронеже, на учениях. «Будем видеться чаще», – подумала я тогда и, не раздумывая, приняла решение о переезде, – вспоминает Райля.
Супруг Райли, Фаниль Ишбаев, еще в 2013 году оставил работу в МВД и, подписав контракт с Министерством обороны, вступил в ряды 90-й танковой дивизии, которую постоянно перебрасывали во время учений из одного региона в другой.
— Я ездила к нему в Воронеж, забирала его домой, отвозила обратно. Затем их перевели в Мулино, Нижегородской области. Далее был Брянск. А потом наступило… 24 февраля 2022 года. День, который разделил жизнь на "до" и "после".
24 февраля: День, изменивший все
Райля рассказывает, что в тот день проснулась от оглушительного грохота канонады.
— Все началось в четыре утра. Было очень страшно. Помню, как металась в мыслях, отпускать детей в школу или оставить дома. Никто не знал, что нас ждет впереди. И муж уже был недоступен… – с тревогой вспоминает Райля.
В ее памяти всплывает разговор с мужем, произошедший накануне, 23 февраля.
— «Обещай, что, если со мной что-то случится, похоронишь меня дома. Отвези меня в Баймак», – попросил он. Он хотел быть похороненным на своей родине. У меня ком подкатил к горлу, говорить стало тяжело, но я прошептала: «Обещаю»…
Именно тогда Райля приняла твердое решение – она будет поддерживать мужа во что бы то ни стало, будет рядом с ним, станет его надежным тылом.
Навстречу опасности
— В марте 2022 года их подразделение передислоцировалось в Теткино. И я без раздумий поехала туда на машине. Да, конечно, было жутковато, но решимости было столько, что, несмотря на страх, я добралась. Забрала мужа домой. Нужно было срочно привести в порядок его обмундирование. Берцы у него порвались, а в Белгороде уже ничего нельзя было купить – все смели с полок. Даже теплых носков не было в магазинах.
Райля старалась всегда быть в курсе перемещений супруга. Когда его подразделение оказалось в селе Никитовка Белгородской области, она вновь отправилась к мужу. И так было раз за разом. Она не боялась трудностей, ее двигала любовь и преданность.
Недаром Фаниль Ишбаев, получив свою первую награду, написал жене: «Это все благодаря тебе! Спасибо, родная, за твою неоценимую поддержку!»
Рискованные поездки
Были случаи, когда Райля выезжала в зону СВО без ведома мужа, рискуя собственной жизнью. Однажды, под непрекращающимися обстрелами, она доставила бойцам гуманитарную помощь в Шебекино.
— Это было в июне 2023 года, в выходной день. Я выключила телефон, чтобы муж не узнал, иначе бы он сильно ругался. (Рассказала ему о поездке уже по возвращении домой. Помню, он долго возмущался). Привезла ребятам продуктов, домашней еды – сварила баранину с картошкой. Мне хотелось, чтобы они почувствовали тепло родного дома. Им это так необходимо!
Героини нашего времени
«Эти женщины – настоящие героини. Они знают, что такое специальная военная операция, потому что живут этой реальностью каждый день», – подчеркнула значимый вклад жен и матерей участников СВО в приближение Победы руководитель регионального Комитета семей воинов Отечества, Эльвира Мацкевич.
Райля постоянно следит за новостями об СВО, внимательно изучает ход военных действий. Это не просто интерес, а искреннее желание быть на одной волне с мужем, разделить его жизнь, его тревоги и надежды.
— Я не могу позволить себе абстрагироваться от новостей. Я должна быть в курсе происходящего, должна знать, как и чем живет мой муж. Быть с ним на одной волне. Вот он только что вернулся с боевого задания, пережил обстрел, а я ему буду рассказывать о своих покупках?!
Ультиматум любви
В конце 2023 года у Райли возникло сильное желание подписать контракт и отправиться самой на СВО. Вероятно, она бы так и поступила, если бы Фаниль не заявил категорично: «Только попробуй! Я разведусь!»
…Райля вышла замуж за Фаниля, еще будучи студенткой химического факультета БГУ (ныне УУНиТ). Их знакомство произошло на «пятачке» – так студенты называли площадку возле памятника Салавату Юлаеву в Уфе, где каждый вечер проходили дискотеки.
— Нас познакомила общая знакомая. Тогда он уже работал в МВД. Мы начали встречаться и почти сразу поженились. Если честно, я не ожидала от себя такого, – с улыбкой вспоминает Райля. – Но, наверное, так и происходит, когда встречаются две половинки одного целого…
…Райля по-прежнему готова к новым поездкам ради мужа, хотя сейчас работает не так близко к зоне СВО.
Конечно, усталость от кочевой жизни за эти годы накопилась.
— Но есть слово «надо!». И показывать слабость, усталость ни в коем случае нельзя. Мы, жены, матери бойцов, должны быть сильными! – утверждает она.
Она также уверена, что жены и матери военнослужащих должны держаться вместе, оказывать друг другу поддержку. Сейчас Райля активно сотрудничает с Комитетом семей воинов Отечества в Республике Башкортостан.
— Когда меня добавили в чат, где общаются жены и матери бойцов, я увидела, что многим нужна помощь. Особенно тем, кто потерял своих близких. Им нужна поддержка, хотя бы моральная, чтобы они могли написать, позвонить, выговориться…
Райля искренне надеется, что скоро все закончится, и их семья, как и тысячи других семей, наконец-то воссоединится.
— Хочется домой! Чтобы дети, наконец, были с мамой и папой. Как только СВО закончится, мы обязательно вернемся домой, в Башкирию!