При проектировании дорог обочина предусматривается как место для экстренной остановки транспортных средств. Здесь разрешается только останавливаться и стоять, если это не запрещено знаками или правилами, сообщает "РГ".
Обочина может понадобиться любому водителю в различных ситуациях. Например, для устранения мелких поломок, очистки стекла, совершения важного телефонного звонка, отдыха или прерывания поездки, если водитель или пассажир почувствовали себя плохо.
Однако важно помнить, что обочину нельзя использовать как проезжую часть для объезда пробок или обгона медленно движущихся впереди транспортных средств. Такие действия могут привести к опасным ситуациям и создать проблемы для других участников дорожного движения.
Кроме того, использование обочины может создать сложности для водителей, которым необходимо срочно съехать с дороги в экстренной ситуации.
Что делать при внезапном заносе
На многих дорогах обочины не имеют асфальтового покрытия, поэтому выезд на них может быть опасен. Особенно сложно справиться с заносом на скользкой и неровной обочине. В этом случае сцепление правых и левых колёс становится неравномерным, что приводит к потере управления автомобилем.
На высоких скоростях разница между поверхностью дороги и обочины становится критической, а ямы и бугры вдоль дорог усугубляют ситуацию.
При резком заносе на высокой скорости важно сохранять спокойствие и не делать резких движений. Особенно важно удерживать руль в текущем положении, а не пытаться резко повернуть его в сторону дороги. Паническое выкручивание руля может привести к выезду на встречную полосу или опрокидыванию автомобиля.
Также не рекомендуется резко тормозить при заносе, так как это может привести к потере контроля над автомобилем.
Для разных типов автомобилей существуют различные тактики выхода из заноса:
Для автомобилей с передним приводом: плавно добавить газ, чтобы ведущие передние колёса получили крутящий момент и вытянули автомобиль из заноса. Руль повернуть в сторону заноса.
Для автомобилей с задним приводом на механической коробке передач: выжать сцепление до упора и убрать ногу с педали газа. На автоматической коробке передач — не нажимать на газ. Можно также перевести автоматическую коробку в нейтральное положение. Все эти действия помогут разгрузить задние колёса. Руль повернуть в сторону заноса. Важно сначала убрать ногу с газа, а затем повернуть руль. Такая последовательность действий поможет предотвратить вылет с дороги.
Для автомобилей с полным приводом: плавно добавить газ и повернуть руль в сторону заноса.
Основное правило для всех автомобилей — не тормозить и плавно крутить руль в сторону заноса. Добавлять или отпускать газ нужно максимально плавно, чтобы избежать потери тяги. Нажимать на тормоз можно только после того, как скорость будет сброшена за счёт торможения двигателем.
Конечно, лучше избегать заносов, чем пытаться справиться с ними в моменте. Для этого важно соблюдать безопасную скорость, особенно на зимних дорогах, плавно маневрировать при поворотах и движении по извилистой дороге, а также строго контролировать траекторию автомобиля.
Для жителей северных регионов могут быть полезны курсы экстремального вождения, которые помогут подготовиться к неожиданным ситуациям на скользкой дороге и предотвратить выезд на обочину.
Когда лучше остановиться на обочине
Водителей, которые любят ездить по обочине в объезд пробок, теперь дисциплинируют с помощью систем фотовидеофиксации. Эти современные устройства точно распознают нарушение и фиксируют его для последующего штрафа.
В Москве после введения контроля за этим нарушением количество таких водителей сократилось на 20% всего за год. Это данные за 2018 год, когда поведение водителей резко изменилось с появлением систем фотовидеофиксации.
С тех пор системы фотовидеофиксации стали ещё более эффективными и помогают снизить количество аварий. Например, в Московской области благодаря внедрению системы фотовидеофиксации с 2016 года количество аварий снизилось на 43%, а число погибших и раненых — на 45% и 46% соответственно.
В местах установки систем фотовидеофиксации количество аварий и число раненых снижается в два раза, а число погибших — в три раза.
Обочина — это участок дороги, на который нужно съезжать при ДТП. Даже если авария незначительная. На Московской кольцевой автодороге (МКАД) установили информационные щиты для водителей: «Остановка запрещена! В случае ДТП съезжайте на обочину».
Остановка на крупных оживлённых трассах часто приводит к трагедиям: скорость потока в 120 км/ч рано или поздно провоцирует ещё одну аварию.
Обычно сценарий таких аварий предсказуем: в стоящие автомобили на полной скорости врезается другая машина, и небольшое ДТП без пострадавших превращается в аварию с погибшими и ранеными.
Благодаря системам фотовидеофиксации и записям с камер видеонаблюдения сотрудники Госавтоинспекции могут разобраться в таких авариях. Поэтому при аварии на трассе водителям нужно сделать фото места происшествия и съехать на обочину, чтобы не создавать опасность для других участников дорожного движения.
Госавтоинспекция настоятельно рекомендует съезжать на обочину и оставаться там до приезда сотрудников ДПС.
Современные системы фотовидеофиксации на российских дорогах помогают предотвратить движение по обочине одних водителей и позволяют другим переждать там экстренную ситуацию.