Проблема, связанная с нарушением правил дорожного движения водителями электросамокатов, стала особенно актуальной в последнее время. Многие из них, пренебрегая осторожностью, мчатся по тротуарам, создавая опасность для пешеходов, а подростки устраивают гонки в парках, подвергая себя и окружающих риску. В результате в травмпункты обращается всё больше людей, не справившихся со скоростью или возможностями своего «железного коня».
Особенно тревожит, что некоторые родители до сих пор воспринимают электросамокаты как безобидные игрушки, не осознавая их реальную опасность.
О том, как сделать использование электросамокатов более безопасным, о правилах, которые необходимо соблюдать, и о новых мерах регулирования, которые планируется ввести в Уфе, мы поговорили с инспектором по пропаганде Управления Госавтоинспекции МВД по РБ Иваном Ширяевым.
— Известно, что не все водители электросамокатов проявляют должную осторожность на дорогах, а некоторые считают себя пешеходами и ведут себя соответствующе. Как на самом деле определяется их статус в ПДД?
— Согласно действующим правилам, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу. Однако это не означает, что можно передвигаться где угодно. Движение разрешено только по специально отведенным местам: велодорожкам, тротуарам (при отсутствии запрещающих знаков), а также пешеходным зонам. Особенно важно помнить, что использование СИМов (средств индивидуальной мобильности) на магистралях с дорожным знаком «Дорога для автомобилей» недопустимо.
— Каковы возрастные ограничения для использования самокатов? Где могут кататься дети, подростки и взрослые?
— Существуют чёткие возрастные категории, которые необходимо соблюдать. Дети до 7 лет могут кататься на самокатах только под присмотром взрослых — это основное правило безопасности. В возрасте от 7 до 14 лет разрешено движение исключительно по тротуарам, велодорожкам и пешеходным зонам. Только с 14 лет можно выезжать на дорогу, но скорость должна быть не более 60 км/ч. Это особенно важно, так как молодые участники дорожного движения часто переоценивают свои возможности.
Сегодня у подростков огромный выбор развлечений, но, к сожалению, многие из них не знают даже элементарных правил дорожного движения и выезжают на проезжую часть, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям. Многие родители, покупая детям электросамокаты, скутеры и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ), не учитывают, что выезд на дорогу запрещён лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Также они, вероятно, не знают, где катается их ребёнок.
— Мы часто видим, как люди катаются без необходимой защиты. Насколько это опасно?
— К сожалению, многие родители забывают, что электросамокат — это не игрушка, а полноценное средство передвижения со своими рисками. Для обеспечения безопасности обязательно использование минимального набора защиты: шлема, наколенников и налокотников. В тёмное время суток необходимо использовать светоотражающие элементы — это не просто рекомендация, а необходимость для вашей безопасности.
— Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил?
— За превышение скорости или другие нарушения правил дорожного движения предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Если самокатчик пересекает пешеходный переход, не слезая с транспорта, это также наказывается штрафом в 800 рублей. За пьяное вождение штраф составит уже 1500 рублей. Не предоставление преимущества пешеходу наказывается штрафом от 1500 до 2500 рублей. Особо серьёзным нарушением считается причинение вреда здоровью пешехода: здесь штраф может составить до 150 тысяч рублей.
— Часто родители покупают детям самокаты, но не объясняют правила. Какую ответственность они несут?
— Родители несут полную ответственность за безопасность своих детей. Они должны постоянно напоминать детям о правилах дорожного движения, объяснять потенциально опасные ситуации и следить за соблюдением мер безопасности. Например, если ребёнок выехал на проезжую часть или нарушил другие правила, к ответственности могут привлечь родителей.
— Сейчас активно обсуждается возможность создания специальной инфраструктуры для малой мобильности — выделенных полос, парковочных зон и других решений. Однако пока проблема остаётся актуальной, и её решение требует времени и комплексного подхода.
— Что делать, если произошло столкновение с самокатчиком? Можно ли найти нарушителя, если он скрылся?
— При любом происшествии необходимо зафиксировать все обстоятельства: вызвать полицию, собрать показания свидетелей, сделать фото или видео. Современные системы видеонаблюдения позволяют установить личность нарушителя даже после его скрытия с места происшествия. Поэтому важно не оставлять такие случаи без внимания.
— Как, по вашему мнению, можно решить эту проблему комплексно?
— Только ужесточением правил здесь не обойтись. Необходимо создавать безопасную инфраструктуру для малой мобильности, например, строить велодорожки и организовывать парковочные зоны. Параллельно следует проводить просветительскую работу среди пользователей самокатов, чтобы повысить их осведомлённость о правилах безопасности. Только такой подход позволит найти баланс между удобством нового вида транспорта и безопасностью всех участников движения.
Как же сделать электросамокаты безопасными для всех? Эта проблема действительно требует комплексного подхода. Одних запретительных мер недостаточно. Власти Уфы работают над созданием специальной инфраструктуры — выделенных полос и парковочных зон для средств малой мобильности. Но пока этот процесс только начинается, и каждый пользователь самоката должен осознавать свою ответственность.