Путин утвердил две новые выплаты
Все новости

В рамках проекта «Атайсал» в Башкирии облагородили 15 объектов культурно-исторического наследия

В Зианчуринском районе в рамках проекта «Атайсал» облагорожено 15 объектов культурно-исторического наследия нашего народа.

Виктория Куянова  Нос-гора
Нос-гораФото:Виктория Куянова

Установка арт-объектов, создание зон отдыха, огораживание природных достопримечательностей – и все это на средства тех, кто неравнодушен к судьбе своей малой родины. Полноводный Ик и напоенная хрустальными родниками Сурень, величественные горы, покрытые густыми лесами и березовые рощи. Более полусотни очищенных и облагороженных родников. Скалы, заросшие можжевеловыми кустами, охраняющими население от всего злого, по поверьям. Про-пасти знаменитой Семиколенки и влекущие к себе пещеры, так до конца и не изученные. Все это наш Зианчуринский район.

Нос-гора. Абуляисовское СП.Нос-гора. Наверняка каждый из вас догадался, почему вдруг такое название? Конечно, благодаря необычной форме и двум «ноздрям», расположенным по обеим сторонам горы. Чей нос, спросите? По мне так похож на динозавра. Будто лег так миллионы лет назад да и заснул себе крепким сном… Гора необычной формы расположена на правом берегу речки. Имеет не-сколько естественных карстовых гротов. Склон горы достаточно крутой и сыпучий, подниматься тяжело. Именно на эту гору открывается вид со смотровой площадки, которую оборудовали абуляисовцы – ведь именно здесь, недалеко от деревни Бужан, расположилась местная природная достопримечательность. А у подножия горы – лес и река, вблизи которых жители установили беседку, здесь же – табличка с указанием названия горы. Кстати, Нос-гора отлично бы вписались в туристический маршрут зианчуринского района, ведь поблизости здесь расположилась база отдыха «Альян-куль», а еще – Альянкина пещера - памятник природы, трёхэтажная карстовая пещера. Она находится практически у самой вершины горы Альян (эта гора – памятник природы республиканского значения). Название пещеры и горы связно с мужским православным календарным именем Альвиан (Алвиан), в переводы с греческого языка переводится как "Богатый". Смысл этого слова, возможно, следует понимать не как богатый материально, а духовно. Альянкина пещера имеет легенду: красавица одного богатого человека от несчастной любви замуровала себя в этой пещере, по другой версии легенды - дойдя до пещеры на вершине горы, девушка сбросилась вниз.Речка Асель впадает в Ик, течет примерно параллельно Сакмаре, По преданию это междуречье было вотчиной хана Альяна. У него было небольшое, но профессиональное и мобильное войско. Образ жизни хан вел коче-вой и занимался в основном разбоем. Грабил в близлежащие башкирские селения. У хана был большой гарем с красавицами со всего света, которых он частью угонял во время набегов, частью покупал на невольничьих рынках Средней Азии. И была в его гареме красавица, которая полюбила ханского нукера. Не устоял перед ее чарами и молодой нукер. Но невольниц зорко охраняют евнухи, так что о свиданиях говорить не приходится. Решил тогда джигит похитить красавицу. Приготовил он двух самых быстроногих скакунов и темной бурной ночью, какие у нас бывают обычно в конце мая – в начале июня выкрал красавицу и поскакал с ней в горы. Беглецов скоро хватились. Хан сам возглавил погоню. Долго скакали беглецы, кони стали уставать, и в ночи стал слышен конский топот. Кони хана стали доставать их. До гор оставалось немного, но и погоня была близка. Укрыться было некуда. И вдруг у подножья горы раскрылась земля. Нукер снимает с коня красавицу и на руках заносит ее в открывшийся вход. Растерялись джигиты хана, никак не поймут, куда делись беглецы. Неожиданно хан обнаружил вход в подземелье, послал он двух самых сильных джигитов, чтобы привел беглецов. Но джигиты пропали. Их нет и нет. Тогда хан приказал завалить вход камнями. Так и сделали джигиты. Постоял хан, подождал, не раздастся ли голос из подземелья, но все молчало. Уехал хан. Со временем про беглецов забыли, но потом стали замечать люди, что в конце мая – в начале июня, когда разыгрывается непогода из подземелья раздаются голоса. Как будто просят о чем-то. Пещера эта есть и сегодня и называется она Альянкина пещера.



Виктория Куянова  Смотровая площадка на Нос-гору около д. Бужан
Смотровая площадка на Нос-гору около д. БужанФото:Виктория Куянова

Сыуалташ: легенда и реальность. Абзановское СП.Красивые и удивительные легенды есть у каждого народа. Они разнообразны по тематике: предания о подвигах героев, рассказы о возникновении названий географических объектов, страшные истории о сверхъестественных существах и романтические сказания о влюбленных.На территории Абзановского СП есть красивый останец. По легенде местных жителей, какая-то старуха пришла когда-то на гору вместе со своей невесткой. Нарвав дикого лука и устав, присели они отдохнуть. Сидели они, сидели, а потом рассорились. Всячески оскорбляли друг друга нехорошими словами. И за этот грех застыли они двумя глыбами цельного камня – двое, взявшись за руки. С  научной  же точки зрения это результат эндогенного воздействия на рельеф. Наличие пластов и толщ конгломератов что указывает на геологический размыв в прошлом более древних толщ и на близость суши и поднятий.
Скала называется Сыуалташ, и именно это чудное место решили облагородить абзановские жители, чтобы каждый мог иметь возможность полюбоваться ей, отдохнуть и прочесть легенду о ней – она изложена здесь, на стенде. Здесь же возвели бетонную лестницу, которая ведет к самому подножью скалы – без этого добраться до нее было затруднительно. Смастерили и беседку, и даже качели. Россия — огромная страна, ее природа богата и разнообразна, многие ее территории до сих пор остаются мало доступными для регулярных туристических маршрутов. Есть такие места, где редко ступает нога человека, где нет следов современной цивилизации. Сыуалташ – одна из таких.

Виктория Куянова  Южная точка Башкирии
Южная точка БашкирииФото:Виктория Куянова

Каменные березы. Новочебенкинский СП.
Недалеко от д. Калимуллино, на склоне горы, есть красивое местечко под названием «Каменная береза» - «Ташҡайын». У каменных берез есть своя история. Несколько лет назад ее рассказала местный библиотекарь Римма Мухина, принимая участие в конкурсе «Золотое наследие зианчуринской земли»: «Были времена, у деревенской молодежи существовало любимое место для вечерних встреч. И этим местом было «Ташҡайын». Они пели песни, жгли костры, отдыхали после тяжелого рабочего дня. Но наступил 1941 год, началась Великая Отечественная Война. Молодым парням пришло время отправиться на фронт, вместе с остальными солдатами. Перед уходом молодые пары прощались со своими девушками у берез. Они надевали кольца на ветви деревьев. Писали свои имена на камнях. Верили, что вернутся с войны живыми и здоровыми. Давали обещания и клятвы встретиться здесь вновь. Распрощавшись, парни ушли на фронт. Но война не хотела отступать, наступил голод и холод. Тем, кто остался в тылу, приходилось как то выживать. Мы живем в степной зоне, где нет лесов. В холодные, долгие зимние дни жителям пришлось спилить березы и согревать свои дома. Выгребая золу из печи, у людей захватывали сердца, слыша звон колец от удара об ведра». И сегодня на этом месте прямо на скалах растут молодые березки. Именно это место решили увековечить в людской памяти и сделать предметом интереса туристов местные жители во главе с главой СП.

Ерэнсэ-сэсэн. Новопетровское СП.По преданию нашего народа, жила в Кугарчинском районе семья. Бендебика была маленького роста и горбатой. Когда умерла её мать, отец при-вёл в дом новую жену, женщину из Башкирской Ургинки, у которой был сын от первого брака мальчик по имени Еренсэ. И стали они жить вме-сте. Итак случилось, что статный, красивый юноша полюбил свою свод-ную сестру, которая хоть и была старше его намного лет, несмотря на свою физическую неполноценность, была удивительным человеком. Была мудрой женщиной, сказительницей, ясновидящий. Она призывала все пле-мена от Уральских гор да бескрайних степей Азии жить в мире и дружбе. В то время соседние племена часто совершали набеги на башкирские земли и похищали нажитые добро и девушек.До нас дошла легенда и о том, что когда Еренсэ спешил после казахского плена домой, к своей жене, уже где-то на границе между максютовскими и ургинскими землями настигла его печальная весть о её смерти. Вспом-нил Ерэнсэ, как предупреждала Бендебика о том, что его ждут в казах-ских степях поражение и смерть. Понял он, что не всё сказала ему ясно-видящая предсказательница. Она знала, не умрёт Ерэнсэ, спасёт его то, что он муж Бендебики, слава о которой летит по всей земле. Так оно и случилось. Не посмели казахи лишить жизни мужа ясновидящей. Не вынес Ерэнсэ такого горя, взлетела на своём коне на самую высокую вершину, посмотрел туда, где за синей дальнюю уже никто его не ждал, взмахнул камчой и ринулся в глубокую пропасть. Легенда гласит, что люди хорони-ли коня в ущелье, а самогоЕрэнсэ увезли на его родину в деревню Башкир-ская Ургинка. Могила Ерэнсэ-сэсэна находится в 6 км от Ургинки, в этом году ее огороди-ли, ограду покрасили , установили лавочку.

Усерган ере. Тазларовское СП.Еще один объект культурного наследия зианчуринцев сотворили на горе Кызыл Таш близ села Тазларово – это надпись «Усерган ере», высота каждой буквы составляет 4 метра, ширина – почти 2. Соорудить такой объект и сделать это место памятным предложил выходец из ТазларовоРалифЯкшимбетов, неравнодушный и любящий свою малую родину человек. «Мы, конечно, эту идею поддержали. Совместно выходили на своих земляков и никто не остался в стороне, - рассказала Е. Пряникова, управделами Тазларовского СП. – Кто-то помог финансово, кто-то – приобрести металл, кто-то помог с трансопртировкой. А тут, уже на месте, РишатЗиангулов сварил эту надпись, а устанавливали ее уже субботником». Кстати, на горе растут множество редких растений, в том числе ковыль Кор-жинского, ирис низкий, тюльпан поникающий, тюльпан Биберштейна, ряб-чик русский, курай и прочие. Бикбау бей. Бикбауское СП.Бикбау-бей – глава башкир Усерганского рода, живший в 16 веке. Он воз-главлял борьбу усерганцев против Ногайской орды. А после падения Казан-ского ханства он был одним из инициаторов принятия подданства Москов-ского государства юго-восточными башкирами. В конце 1955 года – начале 1556 года Бикбау –бий в составе объединенного посольства юго-восточных башкир , ездил в Казань к наместнику Московского царя Ивана 4 для пере-говоров. . Он вел переговоры об условиях вхождения в состав Московского царства юго-востока башкир. В 1957 году они получили от Ивана 4 жалованную грамоту на вотчинное владение своей землей. По просьбе башкир их вотчинные земли были поделены между родами. Ныне в южной части Зианчуринского района находится деревня Бикбау, получившая свое название от имени легендарного князя Бикбау-бия, где живут башкиры –усерганцы из тюбыСураш и Аксак. Как вы понимаете, логично, что именно недалеко от деревни Бикбау реше-но было создать памятное место – захоронение Бикбау-бея. Здесь установили беседку и скамейки, изготовили надпись с информацией о князе, отсыпали территорию. 

Семиколенка. Суренский сельсовет.Кто из зианчуринцев не знает про гору- Семиколенку? Все знают. И не толь-ко зианчуринцы, легенда о красоте наших мест ходит далеко за пределами района. В этом году жители Суренского СП решили сделать настоящий по-дарок не только зианчуринцам, но и гостям района – они оборудовали фо-тозону для всех, кто ценит красоту природы. 
Южные ворота. Яныбаевское СП.Установку памятных пограничные столбов в четырех районах республики: в Янаульском, Бакалинском, Зианчуринском и Учалинском организовало Башкирское региональное отделение Русского географического общества. Это было несколько лет назад. Самая северная географическая точка Башкортостана находится в Янаульском районе, западная была определена у деревни Ивановка Бакалинского района, восточная — северо-восточнее железнодорожной станции Устиново Учалинского района.Указатели крайних географических точек республики, нанесенные не только на карту, но и их изображение в виде стелы на местности, станут брендом территории, помогут сформировать ее пространственное видение, считают в отделении. Организаторы проекта уверены, что эти указатели помогут туристам ориентироваться на местности, в пространстве, а школьникам – лучше изучать географию Башкортостана.В этом году яныбаевцы обновили не только пограничный столб вблизи де-ревни Кужанак, но и устроили там настоящее место отдыха – беседку, по-ложили тротуарную плитку, огородили это место. 

«Лесхозовский» мост. Исянгуловское СП.Многие знают лесхозовский висячий мост, или, как еще его называют, «гэ-совский». Наше беззаботное детство прошло на Ику, рядом с этим мостом, куда мы каждый день приходили полежать на теплом песочке и искупаться в чистой речной воде. По воспоминаниям старожила села Исянгулово М.Г. Мазина, тут раньше находилась ГЭС (гидроэлектростанция). В 1966 году в наш район провели электричество. И тогда ГЭС закрыли.      После закрытия ГЭС (в 1973 году)  его начали разбирать. В Лесхозе (в те годы было всего около 10 домов), работали многие исянгуловцы. Здесь на-ходился  цех, где работала пилорама, токарные станки, был сувенирный цех.  Дети ходили на учебу в 1 школу, янгиюльцы и аютовцытоже  часто ходили через мостик в Исянгулово. В 1975 году через реку перекинули канат, обложили досками и получился мостик. Потом построил новый мост. Это было в 1994 году. Мост был долгожданным, так как прежний был маленький, неустойчивый, опасный был, и его убирали в половодье, приходилось в Исянгулово добираться в основном на автобусах, перекладных, пешком в обход по трассе. 
Памятники природы и культуры нашего района – это наша гордость и достояние.  Чем больше узнаёшь свой край, его историю, тем сильнее начинаешь любить и ценить каждый уголок. Чтобы почувствовать, увидеть и ещё больше насладиться красотой родной природы, надо просто совершать путешествия по тропинкам любимых маршрутов.

Автор:Виктория Куянова
Читайте нас: