С 1 сентября повысят социальные выплаты. Какие прибавки получат жители?
Все новости
Местные новости
25 Ноября , 12:06

Одна дома

Когда-то деревня Азимган Зианчуринского района слыла одной из самых богатых в округе, самых хлебных. Но несколько лет назад умер ее последний житель – фермер Гусев – и теперь деревня и вовсе бы опустела, если бы не одно но…

Одна дома
Одна дома

Мечты сбываются

Всей душой, всем сердцем, всю жизнь любила Наталья Петровна Болдырева, в девичестве Титова, эту далёкую деревушку. Жить здесь не могла ввиду отсутствия работы, по этой же причине перебралась в город. Мечта сбылась спустя 50 лет, когда из босоногой Наташки зианчуринка превратилась в степенную, мудрую, но не изменившую своей девичьей мечте Наталью Петровну. К тому времени у нее уже была взрослая дочь и внучата.

Вместе с братьями и сестрой  присмотрели в опустевшей деревушке более-менее годный к проживанию домик, купили его. Братья и сестра полностью поддержали женщину в ее решении перебраться в деревню.  Привели домишков порядок, посадили огород. Правда, переехать в деревню муж ее Николай Иванович пока не решился – так, чтобы окончательно. Работа держит. Но часто приезжает к Наталье Петровне, особенно сейчас, летом, ведь сюда на каникулы и любимые внучата перебрались. «Я тут буду жить, когда вырасту!», – уверены все четверо. Не успеваем оглянуться, все четверо, захватив с собой и моегодевятилетку (на каникулах он иногда ездит с мамой в командировки), уже бегут в сторону речки – только пятки сверкают. Речушка протекает прямо за домом, дорогу к ней прокосили в середине лета, когда азимганцы праздновали встречу односельчан.

Эх, мост бы…

Река неглубокая, благодаря чему и единственная жительница деревни, и бывшие односельчане, которые приезжали на встречу, попали в населенный пункт – вброд. «Ой, мост – это самая большая моя головная боль,– сетует «губернатор» Азимгана, так в шутку прозвал ее местный глава Айдар Куланчин. – Ходила на приём к районному главе, очень замечательный он человек, пообещал решить вопрос, как только будет возможность. Понятно, что сейчас каждая копейка на счету, такая ситуация нелегкая в стране. Но я все-таки надеюсь и верю, что мост нам сделают. В Новокасмартске (так еще по-другому называют Азимган) еще сохранились несколько домов, и, я думаю, если бы был мост, здесь бы селились люди. Вот  и из Идельбаково молодая семья дом купила здесь, но планируют, вроде бы, пока только фермерством заниматься, не жить. Хорошо, что Айдар Зуфарович зимой дорогу чистит нам – из Сагитово пробивают её трактором».

В планах Натальи Петровны в этом году приобрести лыжи, без них здесь снежной зимой не обойтись. Велосипед уже купила, и считает его очень ценным приобретением – говорит, 30 минут, и она уже в Идельбаково, если в магазин надо, или за свежим молочком. Молоко, сметану, творог, яйца – все это женщина приобретает в Идельбаково у знакомых, у подруги. Огород же растит сама. Поливает водой из скважины, а на питье воду из родника таскает.

Из хулиганов только крот

Родник Наталье Петровне помогли облагородить баишевские мужчины, теперь здесь и колодец, и даже место благоустроено для отдыха. «Очень часто сюда приезжают люди отдыхать, возвращаются в отчий край и те, чьи родители жили здесь когда-то, – рассказывает «губернатор». – Недавно вот из Пермского края приезжали даже. Места здесь чудные, места силы. Энергетика здесь какая-то особенная. Здесь – здоровье. Посмотрите, сколько травы лекарственной прямо под ногами. Вот тысячелистник. Вот зверобой. Душицы море в этом году. Шалфей знаете для чего применяли наши предки? А клевер?». О родном крае Наталья Петровна говорит долго. Меньше – о себе. Скромничает. А вот всю историю Азимгана знает очень хорошо. Каждого жителя. Каждую былинку.

– Вот видите дорожка как идет – кругом? Почему – знаете? Деревня у нас так располагалась – дома по кругу, а в центре большое хозяйство было, гумно. Мно-о-ого зерна, хлебя много было. У нас в деревне в голодомор меньше всех пострадали люди. К нам приходили за хлебом. Хлеб на углях пекли. Хотя и моим родителям нелегко было – корни копали, ели, ведь даже лебеда тогда посохла. А речка тогда большая была, в ней лен мыли, ткали ткани. Лен азимганцы сами сеяли. Хорошо жили, богато…

От деревни некогда в 300 дворов остался только один. Но не отчаивается его хозяйка, мечтает о том, что в деревне вновь зазвенят детские голоса. Мечтает о том, чтобы санаторий либо база отдыха здесь выросла.

Мечты прерывает ребятня: «Бабуля, мы кушать хотим!». Накупались! Наталья Петровна накрывает круглый стол прямо во дворе – самовар уж кипит, суп доварился. А на десерт бобы и вкуснющие блинчики.

Прямо у дома, без забора, без ворот – огород. Тут все – от картофеля до бобов и клубники. А вот деревья Болдырева вместе с супругом только в этом году посадила – говорит, раньше как-то не принято здесь было сады выращивать, поэтому в округе – только вишня.

– Не боитесь одна, Наталья Петровна? – спрашиваю. – Медведей в этом году много.

– Чего ж мне их бояться то, вместе с медведями и выросли тут, в деревне (смеётся). А если серьёзно – из вредителей у нас только крот. Повадился морковку и картошку подъедать. Но мне хорошее средство посоветовали – помогает. Купила я банку селёдки и по периметру морковной грядки разложила. Везде роет, а к морковке теперь не приближается.

Куда уходит время

Время летит. Но память у азимганской жительницы крепкая. Помнит, кто где жил, и не только. «С детства я с мамой к этой деревне привязана. У Наумовых постоянно гостили, у Фроловых, тети Оли и дяди Архипа. Дочь Архиповых Ольга, кстати, помогла собрать и написать информацию об азимганцах. Встречались с Чернышовыми, с Филатовыми – это родители Героя Советского Союза! «Был в селе тогда клуб, – вспоминает сельчанка. –И всегда в нем звучала гармонь». Мечтает Наталья написать книгу об Азимгане. Его истории, людских судьбах. Люди здесь кланами жили, были дружны, как одна семья. Вертяковы, Фроловы, Наумовы… Все русские и одна семья перебралась из Татарстана – Зиннуровы.

Наталья Петровна бережно перебирает сохранившиеся документы, письма, воспоминания сельчан. Вот ксерокопия письменных воспоминаний почтальонши, которая разносила письма в военные годы. Она описала каждый дом, каждого жителя тех лет. А вот еще одно, аккуратным почерком из прошлого: «Нас, девчат-школьниц, тогда задерживали в полях дольше остальных, не отпускали. Чуть не до ночи собирали в поле колоски. Что нам – детей не кормить, коров не доить. В поле трудились».

Сначала жили в палатках

– А знаете, как я поселилась здесь? – продолжает хозяйка деревни. – Мама здесь родилась, но без этого места не могла. Потом они переехали с отцом, я появилась на свет уже в Идельбаково. Но чуть ли не каждый день приезжали сюда, к родным, к соседям. А когда мамы уже не стало, мы приезжали сюда, и в палатках жили. С родными. Потом родилось такое решение – ну не могу я без этого места. Места силы. Мне 70 (кстати, совсем и не скажешь – шустрая, и совсем не выглядит на свой возраст – прим. авт.), но я не чувствую своего возраста. И раньше то врачей в деревне не было, травами лечились, а сейчас, когда остался в деревне один жилой дом, разве будет здесь фельдшер? Да я и не болею – ведь все лекарства под ногами растут. Здесь даже воздух целебный! Приезжайте сюда жить! Я и всем родным и знакомым говорю – приезжайте, здесь знаете как хорошо!

Хоть и прожила сельчанка всю свою сознательную жизнь в городе, так и не приняла его. Дочь Екатерина с семьей разменяла квартиру в городе на двухэтажный дом, точнее, построили его. Но и это не то. Само понятие «город» ассоциируется у женщины с искусственностью. Вода покупная, овощи магазинные, воздух ну совсем не тот. То ли дело – Зианчуринский район!

Чудеса в жизни

Внуки у Болдыревых – как на подбор, все четверо, кажется, одного возраста. Секрет оказался добр и нестандартен – оказывается, Екатерина стояла в очереди в детдоме, ждали малыша, потому что очень уж долго не получалось у нее забеременеть. Но мечта сбылась вдвойне – практически в одно время девушка узнала о том, что беременна,  и чуть погодя ей сообщили, что есть подходящая девочка. Родился мальчик, спустя год еще один. Параллельно в семье появились похожие на ангелочков девочки-сестренки с нежными именами Нина и Ульяна. С тех пор эти малыши крепко любят друг друга и никогда не расстаются. Вот он, Божий промысел. А как любят они своих бабушку и дедушку!

У девочек очень плохое зрение, а это постоянные посещения врачей и прочие вытекающие отсюда заботы. Но все проблемы кажутся ничтожными, когда любимых родителей обнимают крошечные детские ручки. А когда их аж четыре пары!..

 

Наша зианчуринская Агафья, не в пример своей сибирской коллеге, цивилизации не избегает. Есть у нее и телевизор, и мобильный телефон. Приезжают внучата, муж приезжает – дрова вот пора заготавливать, не за горами зима. Глава сельского поселения регулярно звонит, спрашивает про состояние здоровья, присылает трактор расчищать дорогу. Так что условия для жизни есть. И уезжать отсюда ― нет никакого смысла ― говорит Наталья Петровна. Это место силы. Приезжайте сюда жить!

Виктория Куянова.

Автор: Виктория Куянова
Читайте нас: