По известному суворовскому изречению: «Война не закончена до тех пор, пока не похоронен её последний солдат». Сотни тысяч погибших советских бойцов, это подтверждают историки, до сих пор числятся как неизвестные. Родственники, не теряя надежды, ищут своих без вести пропавших отцов и дедов, прадедов. Разыскивают по архивам, делают запросы в военкоматы, терпеливо ждут. Наша семья – нашла.
Мой дедуля Владимир Демидов вместе со своим братом Анатолием много лет подряд отправляли запросы и ждали ответов на них. В один прекрасный день житель района, активист Рашид Галеевич Идрисов сообщил весть о том, что в Книге памяти погибших в 1941-45 гг. в архиве Санкт-Петербургского военно-медицинского института есть данные о Геннадии Ивановиче Демидове, где сказано: «Умер в Зерноградском госпитале от ран, похоронен там же». Демидовы отправили письмо с просьбой подтвердить данные о захоронении моего прадеда в Зерноград. Совет ветеранов, проверив данные, подтвердил, направив письмо с положительным ответом в наш район.
Семья Демидовых – сын фронтовика Анатолий, внук, названный в честь деда Геннадием, и правнучка Наташа – отправились в далекий Зерноградский район, почти за две с половиной тысячи километров от Башкирии. Спустя 67 лет – в 2010 году – один из сыновей смог побывать на могиле своего отца.
… В 1941 году военветфельдшер Геннадий Иванович Демидов, как и сотни тысячи других мужественных бойцов, добровольцем отправился на фронт, оставив дома жену Анастасию с двумя сыновьями и дочерью Марией, беременную четвертым ребенком. Вскоре после его отправки на фронт родился третий сын. Успела Анастасия Фёдоровна сообщить о третьем наследнике своего мужу. Однако увидеть младшенького Геннадию Ивановичу так и не довелось. Весной 1943 года в дом Демидовых постучалась беда: сообщили о том, что красноармеец 138-го Кавалерийского полка Г.И. Демидов пропал без вести. С тех пор, с того хмурого весеннего дня семья жила одной надеждой – распахнется вот дверь и зайдёт в дом папка, целый и невредимый. И снова всё по-прежнему – и дрова рубить вместе, и за сеном тоже вместе, и война закончится, и не будет больше этих горьких слез вокруг… Но проходили годы, а весточки от отца так и не было. Вот уж и старший Владимир из 8-летнего юнца стал крепким красивым юношей, отслужил 4 года в Военно-морском флоте, женился. Вот и Николай подрос, учиться поступил, и даже самый младший, Анатолий, вырос, помощником матери стал. А ведь когда отец пропал без вести, был ещё грудным ребёнком.
Владимир женился, с женой Ниной Алексеевной вырастил двоих детей. Двоих сыновей вырастил и Анатолий. Похоронили мать, которая так и не узнала о судьбе своего любимого мужа. Быстротечно время, заглушает оно, притупляет боль, но не стирает людскую память. И вот только сейчас, по истечении почти векового срока, сыновья узнали о судьбе своего отца. К сожалению, где он получил смертельные ранения, узнать не удалось. Предположительно – при обороне города Зернограда. Ясно одно – защищая жену и детей, односельчан, защищая свою Родину, получил ранения фронтовик из Башкирии. Он получил в бою многочисленные ранения – осколочное ранение бедра, голени, в области спины. Это было 29 марта 1943 года, на 646-й день войны. А еще через день, 1 апреля, умер в госпитале от сепсиса. Долгие годы сыновья ничего не знали об отце и его героическом подвиге, ведь никаких координат, ни красноармейской книжки при Г. Демидове не было.
Семья Демидовых через многие годы после войны привезла на могилу героя нашего рода горсть родной зианчуринской земли и цветы. Спасибо тебе, наш родной!