Все началось со строительства храма
Деревня Арсёново расположилась на самом отшибе Зианчуринского района Башкирии, почти за сотню километров на юг от районного центра села Исянгулово, на границе с Оренбургской областью. В свое время это была центральная усадьба Сакмарского совхоза, и названия у деревни не было. Не было названий и у окрестных деревень, просто ферма № 1, ферма № 2, ферма № 3 совхоза. Если углубиться в историю, то Сакмарский совхоз был создан еще до войны, в 30-х годах прошлого века, и это была территория нынешней Оренбургской области, а тогда она входила в Башкирию вместе с большим селом Зианчурино и протекавшей рядом красавицей речкой Сакмарой. Отсюда и район Зианчуринский, и совхоз Сакмарский. В послевоенные годы произошел передел территорий, Зианчурино отошло Оренбургской области, райцентр перевели в Абзаново, и район стал Абзановским, а когда райцентр отодвинули севернее, в село Исянгулово, район снова стал Зианчуринским. Вот такая оренбругско-башкирская коллизия произошла и с Сакмарским совхозом, и в целом со всем нашим самым южным башкирским районом. В конце 80-х годов прошлого века совхоз «Сакмарский» разделили на два хозяйства, ферму № 2 назвали Малиновкой, она стала центральной усадьбой совхоза «Малиновский», а центральную усадьбу Сакмарского совхоза назвали Арсёново, по фамилии основателя этого поселения Арсёнова. Места здесь удивительной красоты, люди трудолюбивые, талантливые, доброжелательные, причем, самых разных национальностей — русские, башкиры, татары, марийцы, чуваши, белорусы… Но основателями поселения все же были русские, поэтому их и больше в нынешнем Арсёново. В годы Великой Отечественной войны сюда приехало много эвакуированных из Москвы, Ленинграда, западных и центральных городов страны, Эстонии, Белоруссии, были и еврейские семьи. Школа в совхозе всегда была сильна своими педагогами и учениками, этим она славилась и в советские времена, славится и поныне, в новейшее время. Однако это наше новейшее время помимо демократических преобразований, рыночной экономики принесло и много негативного, особенно для деревенского, сельского жителя. Рушился привычный колхозно-совхозный уклад, в котором государство обеспечивало плановую экономику, гарантированную занятость, закупку выращенной продукции, поставку необходимой сельхозтехники, удобрений, горючего по доступным ценам. Развал сельского хозяйства породил безработицу, не все оказались готовы заняться фермерством, открывать свое дело. Деревня начала спиваться. Не обошла эта беда стороной и Арсёново.
Тогда-то лучшие люди Арсёново и задумались, как отвадить сельчан от «зеленого змия». Первыми озаботились члены самой уважаемой в селе семьи Егоровых. Глава семейства, Лазарь Егоров, всю жизнь проработал педагогом, был директором школы в большом селе Абзаново, потом его перевели в Арсёново, где он директорствовал в школе 10 лет, с 1979 по 1989 годы. Младший его сын, Лев, пошел по стопам отца, тоже стал педагогом, и ныне работает в родной Арсёновской школе учителем-воспитателем, а старший сын, Леонид, решил пойти по медицинской части, выучился на врача-стоматолога и достиг в своем деле больших успехов. Обосновался в Челябинске, открыл там свою стоматологическую клинику. Но о своем родном Арсёново не забывает, приезжает сюда регулярно, и душой болеет за его судьбу.
- Как-то сидели со старшим братом в очередной его приезд в деревню, и он начал делиться со мной своими планами, - рассказывает Лев Лазаревич Егоров. - Очень ему хотелось как-то отвадить сельчан от дурных привычек. Пока у меня есть возможность, хочу, говорит, что-то сделать для родной деревни, чтобы потом об этом не жалел. «Как думаешь, - говорит, - если часовню в деревне поставим?» Ну, давай часовню. Потом: «А что, если церковь поставим, чтобы и алтарь там был, чтобы народ туда ходил, постепенно к духовным ценностям, к религии приобщался?» На том и порешили: будем строить полноценный храм, с алтарем. Были у нас пожилые женщины, бабушки наши, которые на похоронах покойников отпевают — Маруся Панова, другие. Пошли к ним, рассказали о своей идее. Позвонили в Уфимскую епархию, стали узнавать, с чего начать, что да как. Там сказали: надо собрать подписи у деревенских, что народ поддерживает, с этими подписями приезжайте сюда. Был разговор с митрополитом Уфимским Никоном, он дал добро. Потом искали лес — надо же из чего-то строить храм. Вышли на предпринимателя Филина из Баймака, он как раз лесом занимается. Приобретение строительного материала спонсировал Леонид, возводили церковь всем миром, работу тоже во многом оплачивал брат. Начали стройку в 2008 году, а уже готовый храм 17 августа 2013 года освятил епископ Салаватский и Кумертауский отец Николай. Своего, деревенского настоятеля храма у нас пока нет, но регулярно приезжает из Исянгулово отец Владислав, проводит службы, люди потихоньку потянулись в храм, начали приобщаться к вере. Да и отец Николай, глава Салаватской епархии, бывает здесь часто, нравится ему у нас, у него тут и своя келья есть, в баньке любит помыться. Паломники приезжают, в том числе из Оренбургской области, по нескольку дней здесь живут, молятся в храме. Иконы у нас старинные, намоленные, иконостас очень богатый. Вот с этого храма все и началось, - заключил Лев Лазаревич Егоров.
Парта на Школьной горе и другие романтические объекты
Но одним храмом дело не ограничилось. После этого братья Егоровы загорелись идеей построить арт-объект в форме парты на горе Школьной, в память об учителях и выпускниках родной школы.
- Школьная гора — это излюбленное место нашей молодежи, - рассказывает глава администрации сельского поселения Сакмарский сельсовет Наиль Самигуллович Якшигулов. - Отсюда открывается изумительный вид на деревню, смотришь сверху - и Арсёново лежит как на ладони. Сюда школьники приходят после выпускного вечера встречать рассвет, помнится, я сам встречал здесь рассвет со своими сверстниками после окончания школы. Построить на горе арт-объект в форме парты тоже была идея братьев Егоровых, а работу по ее изготовлению и установке, опять же, оплатил старший брат, Леонид Егоров.
Парта, и в самом деле, получилась замечательная. С одной ее стороны установлена маленькая статуэтка писателя Льва Толстого с его изречением: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно». Чуть ниже — изречение Саади: «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев». А с правой стороны парты изображена тетрадь ученика 2-го класса. По центру — гусиное перо.
- На парте еще был установлен глобус, очень красивый, но с недавних пор он куда-то исчез, видимо, приглянулся кому-то, - с улыбкой, но и долей некоторого сожаления говорит потомственный педагог Лев Егоров.
Вокруг парты - красивая металлическая ограда, на которой установлены таблички со стихом Мустая Карима о березовом листе, а также трогательное, пронзительное стихотворение выходца из Арсёново поэта Евгения Миронова «Школьная гора».
Алик Шакиров